21 марта состоялся третий Съезд Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур». В его работе приняли участие 143 делегата из 68 регионов России. Ямало-Ненецкий автономный округ представляли делегаты: член Президиума ФКЦ РОС директор АНО ПОО «Легион» Черноус Е.Н., представитель по доверенности РООР ФКЦ «Ямал» Попов Н.А., в качестве приглашенных гостей присутствовали генеральный директор ООО ЧОП «БАРС-СЕРВИС» Яшина Е.Н., генеральный директор ООО ЧОП «ГОРГОНА» Вознев Г.Д.. Председательствовал на Съезде Президент ФКЦ РОС Козлов А.М.
В президиум Съезда вошли: заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Федерального собрания Российской Федерации, Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный, заместитель начальника Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Константин Пучков, Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин, Начальник Управления камерального контроля Федеральной налоговой службы России Алексей Касянюк, начальник управления лицензионно-разрешительной работы ГУЛРРиГК Росгвардии Азамат Дышеков и Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский.
По традиции, заложенной в 2017 году во время первого выездного совещания руководителей РООР ФКЦ РОС в Севастополе, работа съезда началась с вручения знамен руководителям территориальных подразделений Объединения, количество членов которых превысило 20 юридических лиц. В этом году знамена получили РООР Брянской, Тульской, Ульяновской областей и республики Саха (Якутия).
С основным докладом перед делегатами и гостями Съезда выступил Президент ФКЦ РОС Александр Козлов. Он отметил, что прошедшие со времен II съезда ФКЦ РОС три года в целом, с точки зрения развития самой организации, можно признать успешным. Объединение по всем показателям демонстрировало стабильный рост. Сейчас ФКЦ РОС представляет 1063 юридических лица из 81 региона России. Ни у одной профильной общественной профессиональной организации таких показателей нет.
На съезде были рассмотрены актуальные вопросы в сфере частной охранной деятельности: современные тенденции в нормативно-правовом регулировании частной охранной деятельности; такие механизмы положительного влияния на рынок охранных услуг как общественный контроль и экспертиза качества исполнения государственных и муниципальных контрактов, предусмотренная ст. 94 44-ФЗ; практика использования национальных стандартов (ГОСТов) в охранной деятельности; охрана объектов образовательных организаций в новых регионах Российской Федерации, а именно ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях.
Также, напомним, в мае 2022 года ФКЦ РОС объявило о сборе средств на оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса. Участие в гуманитарной программе приняли более 300 юридических и около 100 физических лиц. Всего было собрано более восьми миллионов рублей. На собранные средства получилось закупить и сформировать 3 500 продуктовых наборов по 12 килограммов каждый. А общий вес гуманитарного груза составил 42 тонны. На оставшиеся деньги были закуплены дроны с функцией детекции теплового движения и способностью вести наблюдение в ночное время, которые ФКЦ РОС передал в СОБР «Рысь» Росгвардии.
Сейчас на регулярной основе порядка 146 частных охранных организаций и региональных отраслевых объединений работодателей оказывают материальную помощь воинским частям в зоне СВО. На данный момент она оценивается в 127 160 000 рублей.
Особенно торжественным моментом Съезда стало награждение медалями «За охрану объектов в зоне СВО» руководителей частных охранных организаций, непосредственно участвовавших в организации охраны объектов на территориях.
В рамках решения организационных вопросов делегатами съезда единогласно были избраны члены Президиума, состав ревизионной комиссии и комиссии по этике.
По итогам работы была принята резолюция III Съезда ФКЦ РОС в следующей редакции:
Съезд констатирует, что в Российской Федерации сформировалась и оформилась самостоятельная отрасль, регулируемая специальным законом, лицензируемая и контролируемая отдельным федеральным органом исполнительной власти (Росгвардией), объединяющая около миллиона работников и обладающая собственными общественными институтами – объединением работодателей, профсоюзом и саморегулируемыми организациями, а также отраслевыми научными и образовательными учреждениями.
Под охраной частных охранных организаций находится около 1,5 млн. объектов различных видов собственности, в том числе подлежащих антитеррористической защищенности, включая объекты образовательных организаций на «новых территориях».
За прошедший с предыдущего съезда период Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (далее – ФКЦ РОС или Объединение) проведена значительная работа по формированию в России условий для функционирования цивилизованного рынка охранных структур.
Можно констатировать, что сегодня Объединением создана устойчивая система региональных структурных подразделений и представителей ФКЦ РОС в 81 субъекте Российской Федерации. Их работа во многих регионах стала заметной и значимой, с территориальными подразделениями ФКЦ РОС считаются органы исполнительной власти и другие региональные государственно-правовые и общественные организации.
Официально по состоянию на 1 января 2024 года в состав Объединения входит более 1 тысячи юридических лиц и рост количества членов ФКЦ РОС продолжается.
ФКЦ РОС входит в состав и принимает участие в работе всех основных общественно-государственных институтов таких как Торгово-промышленная палата Российской Федерации (Комитет по безопасности предпринимательской деятельности), Российский Союз промышленников и предпринимателей (Комиссия по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности), Общественная Палата Российской Федерации (Комиссия по безопасности и взаимодействию с ОНК).
Основным положительным примером такой совместной работы можно назвать изменение критериев оценки участников торгов на оказание охранных услуг для государственных и муниципальных нужд соотношением 40 на 60, где 40% являются ценовые показатели, а 60% – квалификация участников закупки. Данная нома закреплена в Положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604.
Кроме того, начиная с 2022 года Объединением совместно с Саморегулируемой организацией Ассоциация охранных предприятий «Школа без опасности» успешно выполняется важнейшая государственная задача по организации охраны образовательных организаций в новых субъектах Российской Федерации (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) в условиях военного положения.
Вместе с тем, кроме очевидных успехов в отрасли остались и не решенные проблемы, которые на сегодняшний день приобрели угрожающие размеры и становятся нетерпимыми.
К сожалению, необходимо констатировать, что сегодня на рынке частных охранных услуг, в первую очередь в сфере государственных закупок сформировались группы профессиональных демпингеров, пытающихся захватить рынок государственного заказа и снижающих начальную максимальную цену контракта на 40-60%. Таких «дельцов от охраны» интересует только нажива, охрана как надлежащая услуга и как профессия их не интересует. Обрушивая расценки на конкурсах, эти, с позволения сказать, охранные организации не способны обеспечивать охрану объектов сколь-нибудь приемлемого уровня.
Такое неоправданное снижение расценок приводит в свою очередь к «серым зарплатным схемам», неуплате установленных законом налогов и сборов, использованию персонала без соответствующей квалификации и статуса частного охранника. Бюджет недополучает с собственных денег, потраченных на закупку охранных услуг, положенных отчислений в социальные фонды и иных налоговых отчислений.
Такие же последствия влечет за собой и ситуация, когда отдельные организаторы торгов на закупку охранных услуг, ссылаясь на лимиты бюджетов и игнорируя требования приказа Росгвардии от 15 февраля 2021 года № 45, устанавливают максимальную начальную цену контракта в размере, не позволяющем выплачивать охранникам минимальный размер оплаты труда, установленный в регионе или оплачивать, после этой выплаты установленные сборы и налоги с фонда оплаты труда.
Такая мнимая экономия бюджетных средств приводит к тому, что государственный и муниципальный бюджеты, на самом деле недополучают налоги и сборы в размерах гораздо больше сэкономленных средств.
В свою очередь, понимая основные проблемы отрасли и занимаясь охраной, как своей профессией, делегаты съезда заявляют, что частная охранная отрасль со своей стороны организует работу и создает механизмы саморегулирования отрасли, направленные на ее самоочищение.
Основой таких механизмов должно стать законодательное закрепление оптимального баланса между лицензионными требованиями и государственным контролем с одной стороны, и предпринимательским характером коммерческой деятельности охранных организаций с другой. Соответствующие положения уже заложены в проект федерального закона № 155863-8 «О частной охранной деятельности», который в настоящее время готовиться ко второму чтению.
Вторым эшелоном считаем задачу формирования единых требований к порядку оказания услуг охраны на уровне национальных стандартов, а также повсеместное развитие системы общественного контроля за качеством оказания охранных услуг, в первую очередь, на объектах, подлежащих антитеррористической защищенности и безопасность которых обеспечивается за счет бюджетных средств.
И третьим направлением работы по формированию цивилизованного рынка охранных услуг является добровольное присоединение участников рынка к Хартии добросовестных (квалифицированных) участников охранной деятельности, прямо подразумевающей отказ от участия в торгах, начальная максимальная цена которых сформирована ниже себестоимости охранных услуг.
Съезд поддерживает работу и усилия руководства ФКЦ РОС, направленные на совершенствование профильного федерального законодательства, разработку и внедрение в отрасли профессиональных и национальных стандартов, как механизмов повышения качества услуг, систем оценки этого качества на основе единых, научно-обоснованных критериев, а также создание собственных механизмов охранного сообщества, направленных на формирование справедливого рынка охранных услуг.
Принимая на себя ответственность за решение стоящих перед охранной отраслью задач по формированию и совершенствованию механизмов саморегулирования, III съезд Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» постановил следующее:
1. Делегаты считают, что охранная отрасль, включающая в себя государственные предприятия ведомственной и вневедомственной охраны, а также частные охранные организации, численность которых сопоставима, а порой и превышает в несколько раз отдельные отрасли промышленности и сферы услуг, достойна и нуждается в формировании собственных отраслевых традиций и атрибутов, а также в должном признании со стороны государства.
Для этого полагаем необходимым поручить органам управления Объединения во взаимодействии с основными государственно-политическими и общественными институтами ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации и другими высшими государственными инстанциями:
1.1 Об учреждении почетного звания «Заслуженный работник охраны Российской Федерации».
1.2. О введении в Российской Федерации профессионального праздника работников охранной отрасли «Дня охранника».
1.3 О введении в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации обязательной отдельной статьи расходов на охрану и безопасность социально важных объектов, подлежащих антитеррористической защищенности.
2. Съезд считает принципиально важным продолжать совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей осуществление охранной деятельности, и ходатайствует перед высшими государственными инстанциями и субъектами законодательной инициативы:
2.1 О скорейшем принятии проекта федерального закона № 155863-8 «О частной охранной деятельности» с оставлением заложенных в нем основных положений, влияющих на экономическое развитие охранной отрасли.
2.2 О введении законодательных запретов на осуществление закупок охранных услуг для государственных и муниципальных нужд методом аукционов, который не позволяет использовать такой критерий оценки как «квалификация участника закупки».
2.3 О формировании правового механизма и создании на рынке охранных услуг института экспертизы качества исполнения контрактов на оказание охранных услуг при наличии следующих условий:
• объект охраны отнесен в категории объектов, подлежащих антитеррористической защищенности;
• сумма исполняемого контракта более 3,5 млн. рублей;
• минимальный срок исполнения контракта от 3 месяцев и более;
• исполнителем начальная максимальная цена контракта (НМЦК) снижена на 25 и более процентов.
3. Съезд поручает руководству ФКЦ РОС совместно с государственными общественными институтами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти спланировать и провести комплекс мероприятий по:
3.1 Созданию общероссийской системы общественного контроля за качеством оказания охранных услуг, в первую очередь на объектах, подлежащих антитеррористической защищенности и безопасность которых обеспечивается за счет бюджетных средств.
3.2 Разработке обязательных требований к порядку оказания охранных услуг на уровне национальных стандартов в сфере охраны и безопасности и развитию системы сертификации на соответствие требованиям указанных стандартов, в первую очередь для обеспечения охраны социально важных объектов, подлежащих антитеррористической защищенности, и безопасность которых обеспечивается за счет бюджетных средств.
4. В качестве создания и распространения примера добросовестного оказания охранных услуг членами ФКЦ РОС Съезд полагает необходимым:
4.1 Одобрить Хартию добросовестных (квалифицированных) участников частной охранной деятельности (далее – Хартия).
4.2 Рекомендовать Хартию к принятию всеми членами Объединения.
4.3 Наделить Правление ФКЦ РОС исключительным правом вносить необходимые изменения и дополнения в Хартию в соответствии с практикой ее применения.
4.4 Утвердить изменения, вносимые в Принципы и нормы корпоративной этики ФКЦ РОС».
В завершение мероприятия, Президент ФКЦ РОС Александр Козлов поблагодарил всех присутствующих за активное участие в работе III Съезда ФКЦ РОС, отметив, что необходимые для последующей работы решения приняты, и выразил уверенность, что они будут реализованы до следующего, IV Съезда, который состоится в 2027 году.